Обзор различных видов облицовки в системах навесных вентилируемых фасадов

Главная | Информация | Статьи о фасадах | Обзор различных видов облицовки в системах навесных вентилируемых фасадов

По мере того, как в Страны растет число отечественных производителей и дилеров зарубежных производителей материалов для современных фасадных систем, вентилируемые фасады завоевывают все большую популярность в интенсивно развивающихся регионах. Все большее число людей привлекают достоинства навесных фасадов: тепло- и звукоизоляция, защита стены и теплоизоляции от атмосферных воздействий и др. (по материалам статьи «Навесные вентилируемые фасады. Обзор технологии»).

Существенно расширился фасадный сегмент рынка. С развитием рынка в Рф появились десятки компаний, занимающихся поставками систем защитно-декоративной отделки зданий, и тысячи подрядных организаций, предоставляющих услуги по их монтажу. К сожалению, среди них немало компаний-однодневок, которые в своей производственно-коммерческой деятельности следуют принципом “продал и забыл”.

Истинными участниками рынка являются компании, которые разрабатывают регламенты по навесным вентилируемым фасадам в соответствии с требованиями “Закона о Техническом регулировании” и “Градостроительного кодекса”, в которых установлены условия по безопасному применению различных конструкций при выполнении строительных работ. Вот эти требования для компаний являются базовыми, и от них отталкиваются в работе все компании. Такие фирмы должны иметь “Техническое свидетельство” на свою фасадную систему. Устойчивыми участниками рынка считаются те фирмы, которые имеют в своем распоряжении 2–3 объекта, находящихся в эксплуатации не менее 3 лет. При этом общая площадь смонтированных фасадов составляет порядка 5 тыс. м кв.

В 2006 году в России были представлены системы навесных фасадов с воздушным зазором не менее, чем 70 компаний. Подавляющее большинство систем имеют в распоряжение технические свидетельства Росстроя на систему в целом, элементы подконструкции или облицовочные плиты.

Почти все конструкторы предлагают несколько вариантов системы, которые отличаются друг от друга видом облицовки (керамогранит, композитные панели, металлокассеты и др.) и, соответственно, видом крепления (по материалам статьи «Обзор различных видов облицовки в системах навесных вентилируемых фасадов» - первоисточник. Помимо классической комплектации навесной системы представлены и не совсем обычные варианты.

Разработчик системы навесного фасада с воздушным зазором, как правило, изготовляет некоторые компоненты системы. В большинстве случаев это элементы подконструкции, реже – облицовка. Подоблицовочную конструкцию предлагают более 60 фирм. Из тех компаний, кто предлагает личную разработку навесной системы утепления, металлокассеты выпускают не менее 15 производителей, панели на основе волокнисто-цементных листов предлагают более 15 организаций. Из разработчиков системы утепления только три фирмы занимаются производством композитных панелей – «Краспан», «СИАЛ, «Алюком». Несколько организаций в России занимаются только поставкой подконструкции, не комплектуя прочие элементы системы и не выполняя монтаж системы на объектах. Среди таких организаций необходимо упомянуть «Юкон Инжиниринг», «Диат», «Фестальпине Аркада Профиль», «Кемопласт» (поставляет австрийскую систему SPIDI MAX). Стоит отдельно отметить организацию «Краспан», под маркой которой издает наиболее широкий перечень компонентов системы: композитные панели и металлокассеты, волокнисто-цементные плиты, керамогранит, крепежные элементы.

Емкость рынка навесных вентилируемых фасадов в РФ за последний год вырос приблизительно на 40% в натуральном выражении. В данном случае оценка дается только по рынку сертифицированных систем утепления фасадов без учета «самодельных» систем, скомпонованных из материалов различных производителей.

 Емкость самого крупного рынка НВФ в Рф - Московского рынка навесных фасадных систем с воздушным зазором, по оценкам различных экспертов, составила в 2004 году 2066 – 2525 тысяч квадратных метров, в 2005 г. более - 2 285 – 2 688 тысяч кв метров.

Определенные трудности оценки емкости рынка систем навесных фасадов связаны со следующей ситуацией: часть компаний-разработчиков системы производят только крепежные элементы для установки облицовки фасада (подконструкцию). Эти материалы могут закупаться другой компанией, которая выпускает облицовочные панели и получила сертификат на систему с использованием своих панелей и подконструкции иных производителей. В этом случае, как правило, установка системы идет под торговой маркой последней.

Во избежание двойного счета, площади установленного утепления с применением навесных систем с воздушным зазором рассчитывают на основании данных об объемах применения сертифицированных подконструкций.

Придерживаясь общепринятого принципа, можно сказать, что в 2006 году в РФ было установлено не менее 6,8 млн. квадратных метров навесных систем теплоизоляции на подконструкциях, получивших свидетельства Росстроя. Прирост к прошлому году составил 40%. С высокой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшие годы рынок будет расти на 35-40% в год.

С учетом некоторого замедления темпов прироста рынка и постепенного уменьшения доли Москвы и С-петербурга в общей емкости, объем монтажа навесных систем в 2010 году может составить около 20 млн.кв.метров.

Как уже было отмечено, наиболее емкий рынок сегодня – московский. В Москве и области в 2006 году было установлено около 42% всех навесных фасадов. Популярны навесные системы и в Сибири. Этот регион (включая Тюменскую обл.) занимает 23% в общей структуре поставок подсистем навесных фасадов. Характерно, что в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге и Челябинске расположены несколько крупных разработчиков систем. Обстановка на рынке штукатурных систем совсем иная. Большинство организаций поставщиков, в т.ч. производителей компонентов систем находятся в Московском регионе.

Из объема систем, укомплектованных отечественными фирмами (около 7 млн.кв.м.), примерно 150-200 тыс.кв.м. было смонтировано в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии.

Большинство поставщиков, не занимающихся монтажными работами, не комплектуют систему утеплителем. Утеплитель приобретается на месте клиентом или монтажной организацией. По всей видимости, без утеплителя устанавливается все-таки незначительная часть комплектов, потому что экономически невыгодно применять дорогую систему подконструкции, рассчитанную на крепление минераловатных плит, только для крепежа декоративного экрана фасада. По примерным подсчетам, более 95% навесных фасадов в 2006 году было установлено с утеплителем.

Исходя из проведенных расчетов, в Москве и области в 2006 году было смонтировано почти 2,85 млн.кв.метров навесных систем с воздушным зазором. Темп прироста составил около 32%. В 2007 году, скорее всего, вряд ли стоит ждать роста рынка навесных фасадов столицы более чем на 25-30%. При порядке прогноза на дальнейшую перспективу использовалась гипотеза постепенного замедления темпа прироста в регионе. Снижение темпа роста московского рынка видится вполне правдивым в связи с высокой концентрацией и насыщенностью.

В то же время, нужно отметить, что в 2006 году в Москве были разработаны и запущены в производство три новые подконструкции навесных систем (Олма, Base-01 и ФС-Конструкция). Удачная реализация планов компаний может внести заметный вклад в увеличение объемов монтажа навесных фасадов.

В 2006 году В Санкт-петербурге было установлено примерно 490 тыс.кв метров навесных систем. Темп роста составил более 50%. Пока увеличение объемов монтажа навесных фасадов в северной столице идет заметно живее, чем в Москве, хотя некоторые производители отмечали трудности работы (или объясняли нежелание продвигать свою систему в С-Петербурге) некоторыми особенностями архитектуры города и климатических условий региона.

Самые большие объемы навесных фасадов были установлены на системах Краспан и U-Kon. Несколько меньшие доли рынка занимают системы Диат, Волна, A-System, Интерал, Олис (Первоуральск) и EuroFox.

В Москве большие объемы монтажа приходятся на системы уже перечисленных общероссийских лидеров. Также заметные доли занимают представленные, в основном, в Москве системы КТС-ВФ (Каптехнострой), Alucom, Фасад-мастер, Гранитогрес, Марморок, EuroFox.

Подоблицовочные конструкции таких марок, как Краспан и Ю-Кон используются в большинстве регионов и занимают внушительные доли рынка. На представленных ниже диаграммах приведены оценки долей рынка по укрупненным регионам. Оценки содержат определенную погрешность. В отдельных городах доли, занимаемые отдельными марками, могут существенно розниться от таковых по региону в целом.

В Казани в 2006 году в заметных объемах монтировались системы из Челябинска (системы ИС-1 и ИС-2 компании «Альтернатива») и Новосибирска (система Декот). Также в Казани широко используется продукция завода «Татпроф» из Набережных Челнов.

В Нижнем Новгороде широко используются системы лидирующих марок U-Kon, Краспан, ДИАТ. Помимо этого, город популярен у московских компаний с объемами продаж до 150 тысяч кв.м. в год. В 2006 году в городе использовались системы московских организаций «Генпромтехмонтаж», «Мосметаллоконструкция», «Стоун-Строй», «Бард», «Олма».

В городах Урала – Екатеринбурге, Челябинске и Уфе картина схожая и не сильно различается от таковой по региону в целом. Существенные объемы монтажа приходятся на системы U-Kon, Диат и A-System. Стоит отметить значительные доли рынка, приходящиеся на системы местной разработки – Инси (Челябинск) и ФАССТ (Екатеринбург), широко используемые в городах региона. В Екатеринбурге в заметном объеме также устанавливаются системы Олис и Профист. С конца 2005 года свою систему предлагает одна из достаточно сильных в регионе металлообрабатывающих компаний – «Группа О.С.Т.» (Челябинск).

В Сибири наиболее сильны позиции организации «Краспан». По словам сотрудников красноярского комбината «Волна», немалая часть продукции поставляется в другие регионы (в основном в Москву) и в Сибири на систему «Волна» приходятся не очень большие объемы утепления. Регион освоен московскими компаниями «Гранитогрес» и «Техноком» и питерской «ИСМ-фасад».

Из региональных производителей целесообразно упомянуть конструкции «Сибирского металлообрабатывающего завода» (Новосибирск), компании «Аврора ДСК» (Томск). Отметим, что в регионе, помимо «Краспана» и комбината «Волна», располагаются еще два менее основательных предприятия-производителя: «Камилан» (Новосибирск) и «Техно-Гарант-Новосибирск».

Проводя анализ темпов роста региональных рынков, представляется возможным обозначить более медлительный рост в Москве. Рынок Санкт-Петербурга рос быстрее (52% в 2006 году). Темп прироста региональных рынков составил 47%. Прогноз роста региональных рынков (без учета столичных регионов) может составлять 40-45% к концу 2007 года и не менее 35% в 2008 году.

Характеризуя общую ситуацию в регионах, можно заметить заметную разницу в насыщенности рынка тех или иных областей. На Урале и в Сибири системы навесных фасадов продвигаются очень энергично. На рынке представлена продукция мощных местных производителей. В то же время, это пока не мешает столичным фирмам успешно продвигать свои системы.

Структура применения навесных систем с воздушным зазором на разных типах зданий по РФ в целом выглядит приблизительно следующим образом.

Примерно 40% площади утепленных фасадов относились к зданиям коммерческой направленности (бизнес-центры, торговые и развлекательные центры, магазины, спортивные комплексы, гостиницы и др.). Чуть меньший объем навесных фасадов был установлен при строительстве многоэтажных жилых домов (30%). Порядочный объем был установлен на индустриальных зданиях и объектах социального значения (учреждения здравоохранения и образования). При реконструкции жилого фонда системы навесных фасадов устанавливают достаточно редко. Также не очень известны навесные системы у частных клиентов при строительстве загородных домов и коттеджей.

В Москве немного выше доля утепления жилых домов и коммерческих объектов. Доля утепления промышленных зданий и госучреждений ниже, чем в целом по стране.

В С-петербурге, наоборот, доля новостроек с установленной навесной системой теплоизоляции заметно ниже (на таких объектах больше популярны штукатурные системы). И большие объемы утепления пришлись на коммерческие и индустриальные объекты.

Исходя из данных об объемах выпуска и использования облицовочных материалов в системах навесных фасадов, возможно сделать исключение, что 31% площади установленных навесных систем были облицованы волокнисто-цементными и фиброцементными плитами.

Примерно такой же объем облицовки пришелся на керамогранит (32%). На композитные панели и металлокассеты приходятся немного меньшие площади утепленных фасадов (соответственно 20% и 13%).

Источник: "Туризм и отдых"